Подобные задания я предлагаю выполнять в кругу семьи. Тогда они будут направлены не только на развитие фантазии, но и на опоры ребенка и на развитие контакта внутри семьи. Помните, что в этих заданиях нет правильного и неправильного. Я бы даже сказал, в этой игре нужно ошибаться, особенно родителям. Имейте в виду, что ребенок в начале игры может вести себя пассивно. И тогда Ваша задача состоит в том, чтобы начать играть самим, создавая атмосферу принятия. Ваш малыш обязательно к Вам подключится.
Игра «Отгадайка»
Можно придумывать загадки, описывая, на что похож предмет.
Отгадчик выходит из комнаты, загадывается какой-нибудь предмет. Когда
отгадчик возвращается, все по очереди называют, на что похож этот предмет. Нужно
отгадать, какой предмет загадан (желательно за минимально количество ассоциаций).
По желанию можно поиграть в более сложную игру «Ассоциации». Правила
аналогичны предыдущей игре, но загадывается не предмет, а кто-нибудь из присутствующих в комнате. Отгадчик задает вопросы типа: «Если этот человек был деревом, то каким?
Если бы он стал транспортом, то что бы это было?» (животным, порой года, едой,
мебелью, домом, одеждой, сказочным героем и др.).
Сочинение загадок
Цель данного этапа – научиться пользоваться алгоритмом для сочинения ассоциативных
загадок.
Алгоритм очень простой. Возьмите листок бумаги и разделите его на два столба. Назовите их "На что похоже" и "Чем отличается"
Выберите объект (записывается на верхней строчке). Например, Расческа
Заполнить первый столбик, ответы на вопрос: на что похож объект? (Всего 3-4 сравнения). Например, на забор, на пилу, на траву...
Заполните второй столбик: чем отличается? Например:
Чем расческа отличается от забора? – Через забор можно перелезть.
Чем расческа отличается от пилы? – Пилой можно пилить.
Чем расческа отличается от травы? – Трава растет.
Вставить слова-связки «как…», «…но не…».
Прочитать готовую загадку. Например:
Что это? Как забор, но не перелезть, как пила, но не пилит, как трава, но не растет.
Адаптируйте игру под себя и придумывайте новые варианты.
Материал основан на методическом пособии для начальной школы (Гин С. И.)